En
   

22 октября - день рождения НТБ и начало занятий в Томском практическом технологическом институте (теперь ТПУ)

22.10.2023 | История


В 1900 году, 9 октября (22 октября по новому стилю) начались лекции в Томском практическом технологическом институте в составе двух отделений – механического и химического. Первую лекцию для обоих отделений по аналитической геометрии прочел преподаватель Некрасов В. Л.

В этот же день была открыта наша Научно-техническая библиотека – первая вузовская библиотека Сибири технического профиля с фондом в 6000 экз. 


Из обращения к первым студентам ТТИ директора ТТИ Зубашева Ефима Лукьяновича:

     «Сегодня с этого часа мы приступаем к занятиям и, хотя торжественное открытие Томского технологического института Императора Николая II состоится несколько позже, фактически он вступает в жизнь с сегодняшнего дня.

     Поздравляя всех здесь собравшихся с этим торжеством, я считаю долгом обратиться к вам, молодые люди, с напутственным, если можно так сказать, словом.

    Каждый из вас вступил в это учебное заведение вполне сознательно, желая здесь почерпнуть известный запас знаний, дисциплинировать свой ум, сознательно укрепиться в тех нравственных устоях, которые внушили вам с детства, одним словом, запастись всем необходимым, что дает человеку право сознавать себя высшим творением Бога, дает ему возможность быть полезным деятелем на известном поприще и полезным членом общества вообще.

    Старших товарищей у вас здесь нет, а традиции вырастут только в будущем, а семена для них мы вместе с вами будем только сеять. Вот почему я хотел несколько осветить вам путь, высказать пожелания, какого рода семена должны мы посеять, чтобы выросшие традиции служили путевой звездой и вашим последующим товарищам.

 

 

   Томский технологический институт есть высшее учебное заведение, имеющее целью подготовить молодых людей к самостоятельной деятельности в различных областях техники, для чего необходимо им сообщить известный запас знаний, выработать в них способность к самостоятельному мышлению, к самодеятельности.

   Слово «инженер». происходит от французского «s ingenier» - что значит вдумываться, ухитряться – он есть руководитель работы. На его обязанности лежит обдумать и составить проект сооружения или работы, и руководить его исполнением. Его проект должен быть, во- первых, теоретически обоснован, т.е. в нем должна заключаться гарантия целесообразности и его прочности, во-вторых, он должен быть практически выполним, и, в-третьих, должна быть предусмотрена его экономическая   выгодность. Ясно из этого какова должна быть подготовка инженера.

    В основу инженерного образования, прежде всего, должна быть положена теоретическая подготовка: основательное изучение физики, химии, механики и математики. Три из этих наук занимаются изучением законов природы или законов явлений, происходящих в природе. Математика представляет один из методов исследования, дающий наиболее удобный путь к обобщениям.

   Не зная математики, трудно понять и уяснить себе сущность физических и механических законов. Что касается второго требования от проекта инженера: практической выполняемости, это подразумевает, что инженер должен быть хорошо знаком с практикой дела соответствующей специальности.

   Замечу, что только при полной гармонии теории с практикой получаются блестящие результаты.

   Изучение экономических основ также чрезвычайно важно. Преподавание в институте и поставлено сообразно вышесказанным требованиям. Первые два года преподаются теоретические науки, затем идут науки прикладные с практическими занятиями. Наряду с этим преподаются черчение и его научные основы, излагаемые в начертательной геометрии и рисовании.

   Черчение – язык инженера, с помощью которого он излагает свои предложения, проекты с такой полнотой и ясностью, как это невозможно сделать на другом языке; всякий инженер должен изучить этот язык в совершенстве, а потому преподавание черчения проходит через весь курс. На старших курсах черчение переходит в проектирование.

 

 

   Перехожу теперь к изложению способов преподавания. Вы взрослые, поступившие вполне сознательно, имеющие определенную цель, а потому следить шаг за шагом за занятиями является не только лишним, но и вредным; здесь молодые люди должны выработать в себе самостоятельность, умение разбираться самостоятельно, а потому в высших учебных заведениях предоставляется значительная свобода в распределении времени занятия: здесь принята лекционная система.

   На лекциях вам будут излагать общие положения наук, здесь вы и должны черпать тот запас знаний, который вам необходим, но одного слушание лекций недостаточно, недостаточно только услышать, необходимо самому продумать и переварить смысл слышанного, дабы оно всосалось в плоть и кровь, а поэтому важно кроме посещения лекций работать дома самостоятельно последовательно и систематично.

   Вам в помощь предлагаются практические занятия по различным предметам в группах по 30-35 человек. Для каждой такой группы будет назначен руководитель. Руководитель будет вам разъяснять   непонятные места, будет предлагать вам задачи, решение которых еще более уяснят общие положения и приучат вас мало-мальски разбираться самостоятельно.

   Исправное посещение лекций и практических упражнений, Систематические домашние задания, именно математические, гарантируют ваш успех. Должен предупредить, что если вы упустите время в году, во время экзаменов не наверстаете того, что упустили; время экзаменов, собственно говоря, есть потерянное время, оно должно быть по возможности сокращено.

   Для лиц, работавших систематически, длинный период экзаменов является лишним, а для  лиц не работавших – бесполезным, ибо спешные познания, не прочны. Длительный период экзаменов, а также длинные зимние каникулы делают учебный год чрезмерно коротким. Так у нас нормальный учебный год длится 23 – 24 недели, а за границей – 34. Поэтому в ТТИ сроки, как экзаменов, так и каникул будут сокращены».

 

  

Не забыл Ефим Лукьянович и про досуг:

   «Отдохнуть, провести некоторые часы досуга в кругу друзей, товарищей, несколько развлечься необходимо и, хотя Томск представляет довольно удобств в этом отношении: два театра, вечера в Общественном собрании, но, кроме того, мы постараемся и в этом отношении организовать хор, оркестр, чтобы студенты имели возможность и здесь развлечься для удовлетворения эстетических потребностей, помня при этом, что «делу время, потехе час».

Затронул директор и воспитательный момент в период учебы:

  «Я должен сказать, что кроме знаний в высших учебных заведениях приобретается еще общее развитие, благодаря которому вырабатывается правильный взгляд на жизнь, правильное отношение к существующему порядку, здоровые нравственные принципы. Достигается это вследствие общения с товарищами, профессорами и руководителями, а также проникновения традициями учебных заведений».

В заключении Е.Л Зубашев сказал, что   традицией вуза должна быть «…любовь студентов к тому высшему заведению, которое является для них «alma mater», другими словами «духовной матерью».

 

  

 

Комментарии [0]

Нажмите здесь, чтобы отменить ответ.
    Комментарии остутствуют