Доучился до УИРС, или Почему Википедия уже не спасет
02.03.2023 | Полезное
Задавая вопрос студентам-первокурсникам о том, где они ищут информацию, как правило, слышишь: «Яндекс, Гугл и Википедия». Проходит несколько лет, мы снова встречаемся с этими же ребятами в рамках курса «Основы информационной культуры». Что же отвечают студенты на вопрос об источниках, которые они используют при написании своих учебно-исследовательских работ (УИРС)? К сожалению, чаще всего снова звучит: «Яндекс, Гугл и Википедия». Складывается впечатление, что лекции по подготовке и оформлению рефератов, призывы использовать рецензируемые авторитетные источники информации, которые звучали на профильных теоретических и практических занятиях действительно были ПРОслушаны мимо ушей. С другой стороны, что плохого в использовании студентами Википедии? Давайте разберемся.
По версии компании SimilarWeb, специализирующейся на веб-аналитике, сайт wikipedia.org входит в десятку самых посещаемых сайтов в мире.
Чем же привлекательна данная платформа? В первую очередь, разнообразным контентом. Кажется, в Википедии можно найти все по любой теме и на разных языках. Не зря она позиционирует себя как «многоязычная универсальная интернет-энциклопедия». Во-вторых, открытый доступ к информации, отсутствие регистрации, логинов и паролей, свободный контент. Она дает общее понимание о предмете, явлении, факте. Что же еще нужно студенту, которому вечно не хватает времени? Википедия «пишется, поддерживается и почти полностью управляется добровольцами со всего мира». В этом и заключается камень преткновения в использовании данной платформы при написании учебно-исследовательских работ.
Любой человек, может быть, совсем далекий от науки, создает статью, публикует ее, а остальные пользователи принимают ее «на веру». На основании чего можно доверять этому зачастую анонимному автору? Как пишут на странице самой энциклопедии: «Основную массу всех редакторов составляют цивилизованные люди». Получается, что сообщество пользователей Википедии заинтересовано в размещении достоверного контента.
Тем не менее, не отрицается и наличие ложных фактов на платформе. На англоязычной версии сайта можно найти Список мистификаций в Википедии. Статья-рекордсмен по длительности существования описывала стратегию разрешения проблем методом фокусных объектов . Публикация была создана в 2005 году и только спустя 17 лет сообщество редакторов обнаружило, что такой метод существует только на страницах Википедии.
Вы задумывались над тем, насколько объективна информация, представленная на страницах Вики? Так, израильское издание Haaretz недавно объявило, что англоязычная Википедия грубо искажает историю Холокоста. Если объективность научных публикаций оценивается главным редактором и рецензентом, достоверность сведений в патентных документах подтверждается различными экспертизами, то кто гарантирует объективность контента Вики? Особенно в отношении исторических, социальных и культурных фактов или событий.
Попробуем провести небольшой SWOT-анализ использования Википедии в учебном процессе:
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
|
|
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
|
|
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
ВОЗМОЖНОСТИ |
Использовать ресурс для первичного изучения вопроса. |
Проверять достоверность фактов в других источниках |
УГРОЗЫ |
Подкреплять данные ссылками на авторитетные источники |
Использовать как инструмент первичного погружения в проблему с последующей проработкой и анализом других авторитетных источников |
Таким образом, Википедией пользоваться можно, НО осторожно!!! А если речь идет об учебно-исследовательской, научной, выпускной или любой другой письменной работе студентов, то обязательно в список литературы добавлять ссылки на авторитетные рецензируемые источники.
Учебно-исследовательская работа направлена на формирование у студентов навыков теоретической и практической деятельности. Благодаря УИРС студенты знакомятся с современными методами исследований через анализ научной литературы.
Как отмечает в статье Банул В.В.: «В процессе работы над выполнением задания по УИРС студент дополнительно приобретает навыки работы с литературными источниками, в том числе и со специальной литературой и справочными материалами активизировать и развить творческое мышление, используя различные приемы самостоятельной работы» [1].
Список литературы позволяет преподавателю оценить, насколько проработана тема, какие источник информации использовались и за какой отрезок времени. Представьте, если весь список будет состоять из ссылок на Википедию … . Про такого студента можно подумать, что он, по меньшей мере, «немножечко» ленивый … . А если твою научную работу захотят представить на каком-нибудь конкурсе (кстати, такие есть), а там «привет, Википедия!».
«Скоро вообще все рефераты будет писать ChatGPT!» – скажете вы. Возможно, но вряд ли искусственный интеллект будет отвечать за вас на дополнительные вопросы при защите. Да и слабые места у ChatGPT есть. Алгоритм работает от запроса человека, который может быть составлен некорректно или содержать неточные данные. Проводя поиск, анализируя и перерабатывая информацию, вы формируете свое уникальное видение проблемы, которое может лечь в основу новых идей или разработок.
Сегодня ведущие мировые издательства (Elsevier, Springer, Wiley и т.д.) предлагают большое количество поисковых платформ, на которых размещается отобранный рецензируемый контент. Например, научному журналу необходимо выполнить целый ряд критериев, чтобы попасть в Scopus, и сделать это не всегда просто. Ниже приводим подборку лайфхаков, которые помогут вам эффективно использовать поисковые базы данных при подготовке УИРС и в образовательном процессе в целом.
Лайфхак 1. Не забывайте использовать фильтры для уточнения результатов поиска, что значительно сэкономит ваше время!
Панель фильтров расположена, как правило, слева от результатов. Она позволяет уточнять запрос по типам источников, автору, определять хронологический охват. Например, вы можете провести поиск только по обзорным статьям и получить публикации, содержащие максимальное освещение темы. А если это специализированная база, например, онлайн-сервис для поиска химических соединений и реакций SciFinder, то еще и определять роль субстанции или ее назначение.
Лайфхак 2. Используйте панель сортировки результатов поиска!
Чаще всего, список результатов выстраивается по релевантности, то есть по степени соответствия найденного документа информационным потребностям пользователя. Хотите посмотреть самые востребованные статьи – сортируйте по цитированию.
Лайфхак 3. Обращайте внимание на то, что еще база предлагает почитать по теме.
Базы данных часто имеют раздел «Recommended Articles» или «Related articles». Так, открыв pdf-файл в базе ScienceDirect или Wiley Online Library, справа вы увидите подборку публикаций, схожих по тематике с выбранной вами.
Лайфхак 4. Не бойтесь применять готовые инструменты для генерации ссылок.
Некоторые платформы предоставляют кнопки для автоматической генерации ссылок (например, Научная электронная библиотека elibrary.ru). Не забудьте, разумеется, в конце проверить, оформлен ли список ваших источников по ГОСТу.
Лайфхак 5. Искать можно где угодно. Главное делать это с умом.
Сейчас нет проблемы найти информацию. Есть проблема ее переработать, систематизировать и выделить нужное. Какими бы сервисами для поиска вы ни пользовались, помните, что найденная информация должна быть релевантной, достоверной и объективной. А если у вас остались вопросы по работе с базами научной информации или нужна консультация по составлению списков литературы, обращайтесь в библиотеку, поможем!
Список источников:
- Банул, В. В. Особенности УИРС в обучении студентов начальных курсов / В. В. Банул // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: высшее образование в информационном обществе : Материалы XXXII Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 27 января 2021 года. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2021. – С. 73-76. – EDN IYWMUK.
- Банул, В. В. УИРС как форма обучения студентов / В. В. Банул // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: резервы отечественной высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов: Материалы ХХХI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Новосибирск, 29 января 2020 года. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. – С. 37-39. – EDN JSYFTA.
Комментарии [0]