En
   

Идеальная научная статья: подготовка, написание, публикация

02.06.2021 | Полезное


Учебный процесс в Томском политехническом университете связан не только с бесконечными лекциями, лабораторными работами и сдачей треклятой сессии, но и с научно-исследовательской деятельностью. Во время учёбы каждому будущему бакалавру или специалисту хотя бы пару раз доводилось слышать, что научные статьи нужны только маститым учёным с известными именами или тем же преподавателям, профессорам и доцентам, а простым студентам данный вид деятельности совершенно ни к чему.

Научно-техническая библиотека спешит опровергнуть это утверждение: статьи в рецензируемых журналах и изданиях в рамках вуза способны принести пользу как и сотрудникам, желающим построить успешную карьеру, так и студентам, которые хотят связать своё будущее с преподавательской и исследовательской деятельностью в стенах вузов и НИИ.

Мы расскажем вам о возможностях публикационной деятельности, которая открывает перед всеми студентами двери великих свершений и открытий!

В первую очередь, нам следует ответить на первостепенные вопросы, которые могли возникнуть у вас при прочтении вводной части: для чего конкретно нужны статьи обычному студенту и что они дают в перспективе?

· Статьи фиксируют исследовательские навыки и потенциал научных авторов, помогают наладить связи с мировым сообществом и трансграничную коммуникацию;

· Годы обучения в вузе понимаются как стартовый карьерный этап, поэтому и обучение становится похоже на непрерывно формирующийся симбиоз, который оказывает влияние на все важные аспекты образовательной деятельности.

· Студенты, претендующие на повышенную стипендию, могут вписать публикации в портфолио, а также материалы студенческих конференций, статьи в зарегистрированных СМИ, заслуги в творчестве и спорте. Это поможет подняться в рейтинговом списке и получать дополнительное вознаграждение.

· Собственные исследовательские статьи, написанные в соавторстве с учёными и преподавателями, дают обучающимся дополнительные баллы на конкурсах при поступлении в магистратуру и аспирантуру, другими словами – позволяют заложить прочный фундамент будущей научной карьеры. Кроме того, статьи играют важную роль при распределении грантов и студенческих стипендий.

· Молодые специалисты, соискатели научных степеней, по условиям ВАКдолжны представить результаты своих исследований в профильных рецензируемых журналах (как правильно, речь идёт о трёх статьях и более).

Теперь, когда стало понятно, зачем это нужно в студенческой жизни, расскажем о подготовке, написании и публикации статьи подробней!

Прежде всего, необходимо разобраться с её будущей структурой: как она должна выглядеть? Рассказываем методологию идеальной публикации:

§ Проблема и актуальность. Этот аспект лучше раскрыть в самом начале, главное, изложить, что является основным феноменом исследования и почему это необходимо изучить. В количественных исследованиях основным концептом или феноменом часто выступает зависимая переменная. В качественных необходимо дать более подробное описании проблемы. В некоторых случаях актуальность или проблема исследования вытекает не из практики, а из необходимости познания определенного случая или темы, которые мало изучены в научном мире.

§ Цель и вклад статьи в научный мир необходимо описать целостно и точно, иногда будет достаточно одного абзаца. Если вы указываете на существующий пробел в объяснении или понимании определенного феномена или темы, то целью будет именно восполнение этого пробела. Первичная же цель любой научной статьи – изучение, описание, объяснение или понимание той или иной затрагиваемой темы или ситуации. Практические моменты исследования можно выработать, опираясь на результаты, полученные при достижении первичной цели.

§ Теоретическая база вашего исследования – одна из важных и объёмных по формату частей. Она начинается с более детальных определений основных концептов вашей темы. Далее объясняется взаимосвязь между всеми пунктами этой части, которые используются в формулировке гипотез, если это количественное исследование. При качественном подходе объясняются теории или постулаты, которые будут «отражением» для изучения и понимания темы или проблемы, которую вы рассматриваете в своей статье.

§ В разделе стратегий и методов главное – дать детальное описание процесса планирования исследования, сбора и анализа данных. Такого рода подробный ход повышает обоснованность и надежность исследования. В фундаментальных статьях сначала излагается общая стратегия исследования, и затем следует описание методов в следующем порядке: методы выборки с указанием количества респондентов; методы сбора данных, с указанием измерений; методы анализа данных.

§ Результаты и интерпретация. В количественных работах с применением статистических тестов представление результатов стандартизировано и основано на таблицах и рисунках, генерируемых программами для анализа данных. В качественных исследованиях можно использовать только текст или же попробовать визуализацию с применением таблиц или диаграммГлавное – максимальная понятность результатов. Обычно обсуждение выводится в самостоятельный отдельный раздел.

§ Обсуждение и заключение. Здесь представляются не отдельные результаты по гипотезам, а обсуждаются такие моменты, как «Достигнута ли цель исследования в целом?»; «Каково теоретические и практическое применение результатов?». Следует показать, какой вклад вносит исследование в существующие теории. Так же обосновывается возможное применение результатов на практике.

§ В конце статьи обязателен список используемой (цитируемой) литературы. Он должен быть оформлен в соответствии со стандартом ГОСТ в отдельном разделе и являться значимой и весомой частью теоретической базы. Нумерованный и составленный в алфавитном порядке библиографический список приводится в конце статьи. Не забывайте проверять электронные источники, поскольку любые ссылки недолговечны и могли устареть за время подготовки статьи.

Краткие советы:

Не бойтесь повторяться при написании заключения! Ведь основа любых выводов – это всегда краткий пересказ основных авторских позиций и тезисов

Аннотация статьи – визитная карточка любого исследования! Её текст должен быть содержательным, научным, но кратким, поскольку её объем не превышает 300 слов.

Соблюдайте баланс! Статья должна быть написана доступным языком, чтобы суть была понятна не только узким специалистам, но и, в идеале, широкому кругу читателей, которые могут интересоваться данной темой.

Погружаемся в процесс написания: откуда брать достоверные источники, как избежать «воды» в тексте и грамотно изложить всё в письменном виде? Обо всём по порядку!

Проблема №1: Где найти источники?

Лучше всего подбирать информацию из специализированных, узконаправленных ресурсов и баз данных, которые соответствуют теме исследования. Google, Яндекс и прочие поисковики не смогут найти подходящую информацию из-за «шумового» потока уже существующих запросов, чаще ненаучного характера.

Перечень баз данных, доступных ТПУ, находится на сайте Научно-технической библиотеки. Тестовый доступ к базам данных ограничивается сроком пользования, но обратиться к нему за полезной информацией тоже стоит!

Проблема №2: Как понять, что найденные источники – то, что надо?

Если вы нашли необходимый материал для вашей статьи (книги, диссертации, материалы конференций и пр.), необходимо ответить на ряд вопросов, чтобы понять, достаточно ли актуальная информация и стоит ли включать эти материалы в список использованной литературы:

1. Кто автор источника? → Известно ли имя? Какую деятельность ведёт автор, точно ли это ваше направление?

2. Какова цель источника? → Для чего он, кому он нужен и что дают его результаты?

3. Объективен ли источник? → Есть ли у исследования факты, подтверждённые данные? Проверялась ли практическая часть другими авторами в их исследованиях?

4. Достоверный ли это источник? → Где опубликовано исследование: в известном ли источнике? Есть ли подтверждающие факторы? Есть ли в НТБ доступ к его полному тексту в базах данных библиотеки?

5. Актуален ли этот источник? → Давно ли было опубликовано исследование? Результаты исследования всё ещё свежи и необходимы? Можно ли опираться на исследование в нынешнее время?

6. Куда ведут ссылки из источника? → Активны ли открывающиеся сайты и отражают ли они материал научного характера?

Проблема №3: Как быть со стилем и языком статьи?

Научный, или же академический стиль статьи – строгий стиль письменной речи, который используется для написания и публикации работ исследовательского характера. Какими способами добиться этого стиля и какой язык нужно применять?

Ø Научная терминология

Оптимальный объем специфической терминологии колеблется от 15 до 20 % от общего объема статьи. Уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию своей предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций. С осторожностью необходимо относиться к специализированным оборотам и терминам, понять которые невозможно без обращения к отраслевому справочнику.

Ø Форма изложения

В научной статье нет прямого обращения к читателю, которое часто можно встретить в художественной литературе, – всё внимание сосредоточено на содержании. Так же в работе нельзя писать от своего имени, допускается только безличная форма, в которой никак не проявляется сам автор («проведенные исследования выявили», «в статье рассматривается»).

Ø Синтаксические особенности

Специфика научного стиля - преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в научной статье доминируют понятия, а не действия.

Ø Точность и ясность

В научной статье следует излагать факты, аргументы и выводы в строгой форме. Все слова употребляются только в их прямом значении. Неуместны в научной статье метафоры, эпитеты, художественные сравнения, гиперболы и прочие украшения. При этом считается нормой повторение ключевых слов.

Краткие советы:

— Для подчёркивания выразительности используются усилительные частицы (лишь, только) и прилагательные в превосходной степени;

— Грамотные сравнительные обороты делают научный текст более доступным, понятным и интересным;

— Проблемные вопросы заменяют в научной статье обращением к читателю, вовлекают его в незримый диалог, не нарушая принципов научного стиля изложения;

— Примеры, графики, таблицы и иллюстрации не только делают научную статью более наглядной, но и заметно оживляют ее;

Проблема № 4: Как избежать «воды» в научном тексте?

Ищем качественные прилагательные со значением оценки. «Уникальный», «активный», «хороший», «дорогой», «роскошный» – это стоп-слова. Перечисленные прилагательные отражают не объективную действительность, а субъективное авторское отношение. Их надо избегать и заменять конкретизированными характеристиками.

Убираем слова со значением усиления. В эту категорию входят наречия (очень, максимально, наиболее и пр.), прилагательные (реальный, абсолютный), определительное местоимение «самый».

Вычитываем слова, состоящие из менее трёх символов. Это предлоги, частицы, междометия, местоимения. Здесь надо быть очень аккуратным при редактировании. Если заменяете союз «и» запятой, удаляете местоимения, – внимательно перечитайте то, что у вас получилось.

Чистим текст от штампов и клише. «Как известно», «гарантия качества», «сплошь и рядом», «в лучших традициях» и пр. Это не просто стоп-слова или расхожие фразы, которые добавляют «воду» текст, это речевые ошибки, которые делают научный текст безграмотным для научного сообщества.

Долой модальные глаголы и слова! «Может-можно», «должен-должно», «нужен-нужно-надо». Они не обозначают действие, а только отношение нему.

Убираем плеоназмы (речевые излишества). Исключаем из научного текста слова, которые придают избыточный смысл: «ареал обитания», «уникальный раритет», «оптимальный вариант» и пр.

Избавляемся от канцеляризмов. Отглагольные существительные надо заменять глаголами (осуществить побег = сбежать). И, тем более, избегаем так называемые канцелярские обороты (характерные для стиля деловых бумаг и документов): имеет место быть = есть, наличие отсутствия = не, в нашу компетенцию входит = мы умеем / мы делаем.

Теперь следует разобраться с другой, не менее важной частью – выбор журнала и этапы публикации своего исследования в нём.

 

Где найти подходящий научный журнал для своей публикации?

Все зависит от требований, предъявляемых организацией. В крупных университетах и исследовательских институтах нормой стали англоязычные материалы для журналов, индексируемых Scopus и Web of Science, диссертационные советы доверяют публикациям в журналах из списка Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Эти базы данных, в свою очередь, предлагают различные многоотраслевые авторитетные перечни журналов. Кроме того, присутствие выбранного журнала в базах гарантирует соблюдение стандартов качества! Задача автора упрощается до банального текстового поиска по области знания и выбора, исходя из наукометрических данных и требований к публикации, предъявляемых редакциями.

Так же проверить качество и научную значимость журнала можно в Journal Citation Reports (объективный обзор аналитики научных журналов) и SCImago Journal & Country Rank (аналитический портал, предоставляющий научные показатели по странам и источникам).

 

Как понять, что выбранный журнал – тот самый?

При анализе выбранного вами журнала найдите ответы на главные вопросы:

  1. Совпадает ли направление статьи и выбранного журнала? Даже название источника может быть обманчивым, изучите содержание, работы других научных авторов.

2. Принимает ли журнал статьи нужного формата? Публикует ли источник статьи, или он ориентирован только на обзоры, эссе, предварительные практические результаты и пр.?

3. В какие наукометрические базы входит журнал? Убедитесь, что на эти наукометрические БД опирается и ТПУ.

4. Каков срок публикации в журнале? У всех научных журналов свои индивидуальные «темпы» публикации.

5. Каковы условия публикации статьи? Много ли требований предоставляет журнал? Сложны ли они?

6. Каков престиж и целевая аудитория журнала? Нужно быть уверенным, что статья будет полезна тем, кто ориентируется на данный источник.

7. Насколько удобно изучать журнал, работать с ним? Выпускает ли он статьи полноценно, не урезает ли текст исследования, все ли графики и иллюстрации статей других авторов читабельны?

 

Как происходит процесс публикации статьи в журнал?

Этап 1: После завершения написания статьи и выбора подходящего журнала следует отправить работу в редакционную коллегию. Чаще всего контакты указаны на сайте журнала.

Этап 2: Редколлегия изучает и просматривает вашу статью.

Этап 3: Если статья удовлетворяет требования и запросы к публикации, она отправляется на рецензирование к двум или более экспертам. Рецензенты изучают статью изнутри, выявляют сильные и слабые стороны, вписывают свои комментарии (отчёт) и отправляют сложившийся результат редактору данного научного журнала.

Этап 4: Редактор просматривает комментарии (отчёт) рецензентов и решает:

Вариант 1: принять ли статью к публикации в журнале без доработки;

Вариант 2: принять ли статью к публикации в журнале с доработкой;

Вариант 3: отказать ли в публикации по ряду причин;

Этап 5: Если редактор выбирает второй вариант, то автору необходимо внести правки с учётом замечаний и комментарием рецензентов. Как только статья будет доработана, он отправляет её обратно в журнал.

Этап 6: Рецензенты снова просматривают статью и отправляют её редактору.

Этап 7: Если редактора журнала устраивает отредактированный вариант вашей статьи, и рецензенты не указали никаких новых критических замечаний, то он принимает работу в свой журнал. Сообщаются сроки опубликования статьи.

 

Почему могут отказать в публикации статьи?

На это может быть ряд причин, таких как:

  1. Неправильный выбор журнала (тематика статьи не подходит к направлению научного журнала);

2. Техническое несовершенство статьи (неправильное оформление, ошибки, нечитаемые иллюстрации, схемы, графики или таблицы);

3. Нарушение этики статьи (множественная подача, двойная публикация);

4. Низкий уровень английского языка (стиль научного английского языка отличается от классического, для расширения знаний в этом вопросе используют специальные сервисы);

5. Статья недостаточно оригинальна (например, статья исследует хорошо известную тему и не предлагает новаторских решений);

6. Нечётко выражена цель исследования (не соблюдаются границы и глубина исследования);

7. Чрезмерная интерпретация результатов исследования (много оценочных суждений, мало фактов и пр.);

8. Неполноценный, неточный список литературы;

9. Игнорирование рекомендаций (рекомендуемых правок) рецензентов;

10. Обнаружение заимствования (плагиата);

 

Что делать в случае отказа?

- Подобрать другой журнал и отправить свою работу туда, изучив его условия. Главное, чтобы он так же соответствовал необходимому направлению;

- Внести корректировки в статью и попробовать отправить её в тот же журнал через какое-то время (год-два);

Самое главное – никогда не бойтесь получить отказ. Вы теряете совсем небольшое время, но получаете гораздо больший опыт. И помните, отказ – не повод останавливать свою научную деятельность в той теме, в которой вы чувствуете себя, как рыба в воде. Ни одна из причин не должна останавливать Вас в желании опубликовать своё исследование, на которое Вы потратили много сил, времени и вдохновения!

НТБ желает Вам удачи!

Комментарии [0]

Нажмите здесь, чтобы отменить ответ.
    Комментарии остутствуют