120 лет горно-геологического образования в Сибири
01.04.2021 | История
История горно-геологического образования в Сибири началась в 1901 году с создания в Томском технологическом институте горного отделения.
Томский Технологический институт Горный корпус
В первый период истории Сибирской горно-геологической школы (1901-1912 гг.) была сформирована концепция и определено содержание высшего горно-геологического образования, создан коллектив высококвалифицированных преподавателей, организован учебный процесс, начаты широкомасштабные научные исследования, определена оптимальная структура горного отделения. Были открыты кафедры геологии, горного искусства и геодезии, укомплектованные преподавателями из числа выпускников Петербургского горного института (В. А. Обручев, Л. Л. Тове, С. Ю. Доборжинский, П. К. Соболевский, П. П. Гудков, В. Д. Рязанов, Г. Ф. Овсянников, Д. Ф. Фрост), а также кафедры минералогии и палеонтологии, укомплектованные преподавателями – выпускниками Казанского университета (А. М. Зайцев, А. В. Лаврский, М. Э. Янишевский, П. А. Казанский, А. В. Емельянов).
В. А. Обручев – первый декан горного отделения
В. А. Обручев
Первым деканом отделения был Владимир Афанасьевич Обручев, первый штатный геолог Сибири. К началу ХХ века В. А. Обручев, имел в своем багаже десяток опубликованных работ и репутацию известного путешественника и исследователя Сибири, Средней Азии и Китая.
В 1901 году ему предложили занять должность декана Горного отделения в только что открытом Томском Технологическом институте. Об этом он впоследствии вспоминал так: «В апреле мой учитель И. В. Мушкетов приехал ко мне в сопровождении профессора Е. Л. Зубашева, директора открытого только в 1900 году Технологического института в Томске. Последний предложил мне занять в этом институте кафедру геологии и организовать горное отделение, сделавшись его деканом. Кафедра находилась в самой Сибири, и совместить лекции с полевой работой было вполне возможно. А организация горного отделения и основание школы сибирских геологов представляли почетную задачу, и я согласился...».
Обручеву пришлось стать деканом и Химического отделения, заниматься строительством корпусов, набором сотрудников, составлением учебных планов, программ для студентов. Он создал и организовал геологический, минералогический и палеонтологический музеи в институте. Большое значение В. А. Обручев предавал библиотеке: им были разработаны правила работы библиотеки, комплектования и пользования фондом.
Штамп Научной библиотеки Томского Технологического института Императора Николая II
Выстраивать новое учебное заведение с нуля было делом необыкновенно трудным. Согласно разработанному Обручевым плану, институт должен был готовить специалистов: рудничных инженеров, инженеров-металлургов и геологов. Полный курс обучения составлял 10 семестров. Общий порядок обучения на горном отделении давал студенту определенную свободу посещения лекций и лабораторных занятий при условии соблюдения строгой последовательности сдачи по утвержденным графикам экзаменов и зачетов, а также представления необходимых графических и практических работ.
Студенческий билет студента Горного отделения ТТИ Ю. Н. Шахова
Для подготовки будущих геологов к работе в поле профессор Обручев впервые в России начал читать курс практической геологии с обстоятельным изучением всех методов полевых наблюдений.
Т. 1 . — 1929. — 356 с.: ил.. — Приложения: с. 331-356..
В 1908 году он ввел в учебный процесс проведение месячной учебной геологической практики в наиболее значимых районах Сибири.
Правый берег р. Томи. Экскурсия студентов, рук. М. Янишевский 1908 г.
Для будущих инженеров-металлургов обязательными стали практические занятия в механических мастерских и летняя практика на заводах.
За время педагогической деятельности Обручева в Томске число студентов на горном отделении возросло со 104 в 1902 г. до 235 в 1912 г., было выпущено 119 горных инженеров. При этом следует учесть, что в 1905 и 1906 гг. из-за студенческих волнений занятия были прекращены, и студенты, поступившие в институт в 1901-1902 гг., закончили его в 1907-1908 гг.
Прогрессивная деятельность энергичного профессора не нравилась чиновникам Министерства народного просвещения, которые стремились подавить либеральное движение в высшей школе. Из-за постоянных студенческих волнений в ТТИ была проведена проверка деятельности руководства института. В результате ревизии, группе профессоров пришлось подать в отставку, а В. А. Обручеву предложили перейти в другой вуз.
Только после Февральской революции Владимир Афанасьевич, как и другие преподаватели, уволенные или вынужденные уйти из ТТИ, был восстановлен в правах. Однако Обручев (проживал в это время в Москве), недавно перенесший длительную и тяжелую болезнь, по состоянию своего здоровья уже не мог приехать в Сибирь. Совет ТТИ, учитывая заслуги ученого перед русской наукой и институтом, единогласно избрал его почетным членом института.
В 1918 г. в Харькове ему присваивают степень доктора наук «honoris causa» (т.е. без защиты диссертации). В 1929 г. Владимир Афанасьевич становится академиком Академии наук СССР, во второй раз он получает премию имени Чихачева от Парижской академии наук (1925 г.), Сталинскую и Ленинскую премии (1926 г.), две Государственных премии СССР (1941, 1950 гг.). В 1945 году В. А. Обручеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1929 г. он навсегда отказывается от преподавательской работы. «Мой язык, – говорил он, – не умеет состязаться с моим пером».
Скончался Владимир Афанасьевич Обручев в 1956 г., будучи знаменитым ученым с мировым именем, внесшим свой вклад в геологию, палеонтологию, другие смежные науки.
Его именем названы научные учреждения, вулканы, ледники, горы и горные хребты, минералы и окаменелости. В память о выдающемся ученом и основателе томской горно-геологической школы Научно-техническая библиотека Томского политехнического университета носит имя академика В. А. Обручева. В 2001 году в первом (горном) корпусе Томского политехнического университета был открыт Мемориальный кабинет академиков-геологов В. А. Обручева и М. А. Усова.
А для мальчишек он был, прежде всего, автором двух увлекательных романов, вошедших в сокровищницу советской научной фантастики.
В 1914 г. Обручев в журнале «Природа» начинает публиковать научно-популярные статьи по геологии, рассчитанные на массового читателя.
Тогда же он начинает писать два своих научно-фантастических романа «Земля Санникова» и «Плутония», которые были опубликованы десятилетие спустя.
Т. 1: Земля Санникова. Рудник "Убогий". Тепловая шахта . — 2009. — 624 с.. — ISBN 978-5-275-01946-9.
Идея «Плутонии» родилась у В. А. Обручева после прочтения «Путешествия к центру Земли» Жюля Верна. Занимательное повествование французского фантаста было основано на полных несуразностях с научной точки зрения. Владимир Афанасьевич решает написать для молодежи книгу на той же основе, но без вольных допущений. Сам автор не верил в гипотезу о пустой Земле, а вот второй его фантастический роман «Земля Санникова» был основан на еще одной научной гипотезе, которая представлялась Обручеву реальной. Тогда многие спорили, землю или плавающий остров увидел в Ледовитом океане в 1811 г. Яков Санников, а после него Эдуард Толль.
Карта Новосибирских островов
«Плутония» и «Земля Санникова» были не единственными научно-фантастическими произведениями В. А. Обручева. В 10-е гг. Владимир Афанасьевич начал писать, так и оставшуюся незаконченной, утопическую повесть «Тепловая шахта», действие которой происходит в начале ХХ века в Петербурге и в «экстерриториальном» городе Безмятежном, расположившемся на русско-китайско-корейской границе. Кроме геолого-географических произведений, Обручев написал повесть «Путешествие в прошлое и будущее», которой он хотел продолжить «Машину времени» Уэллса. Практически все его фантастические произведения были изданы в сборнике «Путешествие в прошлое и будущее».
После его смерти среди рукописей был также найден психологически-бытовой роман «Лик многогранный», неизданный роман «Наташа», пьеса из греческой жизни «Остров блаженных», повесть «На Столбах», несколько рассказов, планы пьес, главы задуманных романов.
Интересный факт. Как посчитал его сын, за всю свою долгую жизнь Обручев написал в общей совокупности более 70 томов (!), по 550 страниц в каждой, напечатал 3 872 работы, не считая переизданий и переводов.
В. А. Обручев (в центре)
На педагогическом поприще Владимир Афанасьевич оставался, прежде всего, ученым, полагая, что одной из задач технологического института в Сибири является естественнонаучное изучение региона. В годы работы в Томском технологическом институте Обручев сформулировал и реализовал на практике ключевые положения, заложившие основу сибирской геологической школы, давшей целую плеяду крупных исследователей.
Второй период истории Сибирской горно-геологической школы (1913-1920 гг.) знаменателен существенным обновлением ее профессорско-преподавательского состава, проходившим преимущественно, за счет своих же выпускников.
К началу второго десятилетия ХХ века на горном отделении ТТИ сложился высококвалифицированный преподавательский состав, не уступавший в профессионализме корифеям столичного Петербургского горного института. Из первой когорты профессоров горного отделения в этот период продолжали работать А. В. Лаврский, Л. Л. Тове, С. Ю. Доборжинский, П. К. Соболевский. В 1913 г. первым профессором из числа выпускников горного отделения становится Михаил Антонович Усов – ученик и первый профессорский стипендиат (аспирант) В. А. Обручева.
Усов Михаил Антонович
В 1914 г. профессором был избран П. П. Гудков, появляется и первая волна молодых преподавателей – выпускников ТТИ: Н. С. Пенн, Н. Н. Павлов, Б. Л. Степанов, М. К. Коровин, Д. А. Стрельников.
С именами питомцев этой школы связаны освоение таких гигантов, как Кузнецкий и Канско-Ачинский угольные бассейны, Кузнецкий и Норильский горно-металлургические комбинаты, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс и многое другое.
Еще одно знаменательное событие этого периода – создание в 1919 г. на базе горного отделения ТТИ Сибирского геологического комитета. В задачи Сибирского геологического комитета входило изучение месторождений полезных ископаемых и связанных с ними районов Сибири, учет минеральных ресурсов, создание архива по месторождениям полезных ископаемых Сибири, организация областного музея по прикладной геологии, организация справочного бюро, а также гидрогеологические исследования и другие геологические работы, связанные с удовлетворением практических запросов сибирских организаций. Председателем Сибирской геологической службы стал профессор П. П. Гудков.
П. П. Гудков
Третий период развития Сибирской горно-геологической школы (1921-1930 гг.) характеризуется широким размахом геологических исследований в Сибири и становлением Сибирского отделения Геологического комитета (ранее Сибгеолкома). (36 (1-2) RU\TPU\book\252115)
На базе отделений и представительств Геологического комитета в Сибири было создано четыре районных геологоразведочных управления: Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Бурятское и Якутское.
Главным достижением Сибгеолкома стало открытие Н. Н. Урванцевым уникального Норильского медно-никелевого месторождения, руды которого попутно содержат кобальт, золото, серебро и платиноиды, что положило начало освоению крупнейшего горно-рудного района на севере Сибири и строительству города Норильска.
Урванцев Николай Николаевич
Для обеспечения инженерными кадрами полного цикла горного производства подготовка горных инженеров в 1901-1930 гг. велась по следующим специальностям: разведочно-геологической (поиски и разведка месторождений), рудничной и маркшейдерской (разработка месторождений) и горно-заводской (металлургической). Поэтому до 1930 г. в недрах горного отделения (с 1917 г. – факультета) параллельно существовали три главных научных направления: геологическое, горное и металлургическое.
В 1930 г. каждое из направлений подготовки специалистов стало самостоятельным. Были открыты геологоразведочный и горный институты, позднее ставшие отдельными факультетами в составе ТИИ-ТПИ, которые параллельно существовали до 1962 г., когда горный факультет был переведен в г. Кемерово, подготовка металлургов была продолжена в г. Сталинск (Новокузнецк).
Среди выпускников горного отделения и его преемников: ГРФ-ГНФ, ИГНД, ИШПР целая плеяда выдающихся ученых, инженеров и организаторов производства. Это один из создателей Закавказского геологического Управления – К. Е. Габуния и первооткрыватель Джезказганского меднорудного месторождения в Казахстане, академик и первый президент АН Казахстана – К. И. Сатпаев. Доктор геолого-минералогических наук, профессор Михаил Коровин, чей доклад «Перспективы нефтеносности Западной Сибири и пути дальнейших геологических исследований» (1945) дал старт началу разведочного бурения на нефть в Западной Сибири.
Геологоразведочный факультет ТПИ
Это Хахлов В. А. – палеоботаник, специалист в области стратиграфии и геологии угленосных отложений, региональной геологии Сибири, Шахов Ф. Н. — геолог, специалист в области рудных месторождений, член-корреспондент АН СССР, Радугин К. В. – доктор геолого-минералогических наук, профессор по кафедре общей геологии ТПУ, Кучин М. И. – доктор геолого-минералогических наук, профессор по кафедре гидрогеологии ТИИ, Чинакал Н. А. – доктор технических наук, профессор по кафедре шахтного строительства ТИИ, Курленя М. В. – советский и российский ученый в области горного дела, академик РАН, Сулакшин С. С. – доктор технических наук, профессор, основатель кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых ТПУ и другие выпускники ТТИ-ТИИ-ТПИ-ТПУ, которые составляют основу ряда производственных геологических организаций, академических и отраслевых НИИ, а также вузов России и других стран.
В. А. Обручевым и М. А. Усовым были заложены традиции, которые и сегодня позволяют геологическому образованию ТПУ активно развиваться. За годы существования подготовлено около 20 тысяч инженеров, более 70 стали лауреатами Ленинской и Государственной премий СССР и более 400 стали первооткрывателями месторождений. История Горного отделения насчитывает 120 лет. За это время неоднократно менялось название и структура отделения, появлялись и исчезали кафедры и специальности, но основы, заложенные в первые годы XX века, традиции и опыт подготовки горных инженеров, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, крупные научные школы, тесная связь с производством и выпускниками, а также студенты, стремящиеся овладеть избранной профессией вносят значительный вклад в освоение минерально-сырьевой базы России и ближнего зарубежья.
Материал подготовлен Отделом редких книг и книжных памятников НТБ ТПУ
Комментарии [0]