En
   

С Днем энергетика!

22.12.2020 | Полезное


В завершении 2020 года, года 75-летия Победы, и в преддверии Дня работников энергетической промышленности, мы вспоминаем о том, почему без подвига советских энергетиков победа была бы невозможна. О том, что делали на поле боя электрики, зачем фашисты увозили наши котлы, и причем тут Политех - в нашей статье.

Электричество - ресурс и оружие

Семьдесят пять лет назад закончилась самая кровопролитная и разрушительная война в истории человечества. Документы фашистского рейха свидетельствуют, что в ходе нее Советское государство подлежало расчленению и полной ликвидации. Уничтожить энергетику страны -- почти то же, что и разрушить ее экономику. Энергетика была ресурсом, который питал промышленное и военное производство Советского Союза. Электричество было оружием и само по себе. Специальные батальоны электриков сооружали наземные электрозаграждения, а также ослепляли зенитными прожекторами войска фашистов на Курской дуге и во время Берлинской операции. 

Всего за время войны было введено в действие 8800 электрозаграждений. Это был один из секретных видов оружия, наряду со знаменитой «Катюшей», с которым столкнулась Германия уже в первые месяцы войны.

Тяжелый урон

В первые годы войны ситуация на фронте для советских войск была неутешительной, что сказалось и на работе энергетической отрасли. 

 

 

Фашисты либо разрушали электростанции, либо демонтировали вывозили из СССР их оборудование. 

 

 

Самое бедственное положение с электроэнергией сложилось в Ленинграде. Все гидроэлектростанции и базовая тепловая электростанция были отрезаны: в домах не осталось света и тепла. Электроэнергию от единственной работавшей ГЭС-1 получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный. Для обеспечения города электроснабжением был проложен “кабель жизни” - высоковольтная линии по дну Ладожского озера. Благодаря этому уникальному техническому решению 23 сентября 1942 г. вошло в историю как День прорыва энергетической блокады Ленинграда.  

Возмещение потерь

Главными задачами энергетической отрасли в то время стали скорейшее возмещение потери генерирующих мощностей. Добиться всего этого можно было только путём эвакуации энергетического оборудования из мест, находившихся под угрозой оккупации.

Большая часть эвакуированного из западных районов страны энергетического оборудования была направлена на уральские электростанции. В течение 1941–1943 гг. были образованы новые энергосистемы: Уфимская, Омская, Томская, Красноярская, Барнаульская и Оренбургская. За три военных года было введено более 3 млн.кВт мощностей.

В конце 1941 г. появились возможности для восстановления разрушенных энергообъектов. На начальном этапе значительную роль в проведении реконструкции сыграли энергопоезда. Паровозы выступали в роли парогенераторов, а на отдельных железнодорожных платформах монтировался конденсаторы, турбоагрегаты мощностью 500–1500 кВт, распределительные устройства со щитами управления; в двух крытых вагонах располагались жилые помещения для обслуживающего персонала. Особо важную роль сыграли энергопоезда в становлении энергетики изолированных энергорайонов. Они работали в Магаданской области, на Чукотке, Сахалине и Камчатке. Общая мощность 19 энергопоездов, созданных в 1943-1944 гг., составляла 21 тыс. кВт, а выработка ими энергии за время эксплуатации достигала 15,5 млн. кВт•ч.

Томск: построить новую электростанцию, когда в стране война

Состояние энергоснабжения Томска еще в 1939 году было тяжелым. А когда в город эвакуировали более 70 оборонных предприятий, институтов, государственных учреждений и госпиталей, положение с электроэнергией стало нестерпимым. В городе работала единственная центральная электростанция - ТЭЦ-1, которая вырабатывала только треть требуемой энергии. Томская промышленность работала с большими перебоями. 

ТЭЦ-1 и ТПУ вместе держали труднейший “электрический фронт” в городе до конца войны. 

Политехники во главе с профессором И.Н Бутаковым организовали движение за рациональную экономию энергии. Потери электроэнергии объявили преступлением перед родиной: и сэкономили 2,8 млн квтч. Кроме того, политехники реконструировали свою институтскую электростанцию. Здесь студенты и преподаватели смонтировали дополнительные два котла Шухова и турбогенератор в 500 квт. 

Строительство ГРЭС-2 стало необходимостью: хотя заложенные политехниками старания и улучшили обеспечение города электричеством, одной электростанции было явно недостаточно. В конце концов, Государственный комитет обороны под руководством Сталина постановил соорудить Томскую государственную районную электростанцию №2 (ГРЭС-2). 

Котлован под фундамент вручную копали тысячи горожан, партийный и комсомольский актив и студенты.

 

Оборудование поставляли английские фирмы - два трехбарабанных котла по 60 тонн пара в час каждый, рассчитанные на давление в 33 атмосферы - от “Интернешл-Комбастшен” и турбины мощностью 12500 квт от “Метрополитен-Виккерс”.

ГРЭС-2 запустили весной 1945 года.

Комментарии [0]

Нажмите здесь, чтобы отменить ответ.
    Комментарии остутствуют