En
   

Первый пароход и пароходное дело

24.11.2020 | Редкий фонд


205 лет назад завершилось строительство первого в России парохода. Он был сооружён на заводе инженера и предпринимателя Чарльза (Карла Николаевича) Берда.

Чарльз (Карл Николаевич) Берд (1766-1843)

Чарльз (Карл Николаевич) Берд (1766-1843)

 

Паровое судно с именем «Елизавета» совершало маршруты между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

Факт: Первый рейс отечественного парохода состоялся 16 ноября 1815 года. На преодоление пути было затрачено 3 часа 15 минут.

Характеристики судна:

· длина 18,3 метра, ширина 4,57 метра, осадка 0,61 метра;

· в трюме – балансирная паровая машина Джеймса Уатта мощностью в четыре лошадиные силы и частоты вращения вала 40 оборотов в минуту;

· машина приводила в действие бортовые колёса диаметром 2,4 метра и шириной 1,2 метра, которые имели по шесть лопастей;

· однотопочный паровой котёл отапливался дровами;

· над палубой возвышалась кирпичная дымовая труба;

· скорость судна достигала 10,7 км/ч.

Факт: Испытания парохода «Елизавета» проходили в пруду Таврического дворца.

В Отделе редких книг и книжных памятников хранятся издания середины – конца XIX века, посвященные паровым машинам, их истории, теории и практике, проектированию, устройству.

«Историческая записка о паровых машинах» Франсуа Доминик Араго; пер. М.С. Хотинского. 1861 г.

О попытках применения пара для движения машин от Герона Александрийского до Джеймса Уатта. Описываются машины низкого и высокого давления, в т. ч. части паровых машин. Отдельная глава посвящена взрывам паровых машин.

С бумажным ярлыком Библиотеки ТТИ на форзаце.

  

 

«Начальные основания устройства пароходных машин» Жана Андре Ортолана; пер. П. Усова. 2-е изд. 1861 г.

Справочное издание о физических законах и математических началах, на которых основана теория паровых машин; содержит практические сведения о пароходных машинах, их механизме и месте расположения на корабле. Имеет приложение из чертежей.

Владельческий переплет ТАРУ с суперэкслибрисом на корешке. На форзаце бумажный ярлык Фундаментальной библиотеки ТРУ. Штамп «Томского реального училища библиотека» на с. 289.

 

   

 

«Нефтяное отопление пароходов и паровозов» Степана Иосифовича Гулишамбарова. 2-е изд. 1883 г.

 

О механизме применения нефти к топке паровозов и пароходов, истории развития нефтяного отопления в России, аппаратах для этой цели. С комментариями изобретателей, механиков и машинистов.

Владельческий переплет ТАРУ с суперэкслибрисом на корешке. На форзаце бумажный ярлык Фундаментальной библиотеки ТРУ. Там же штампы Томского педагогического техникума.

 

  

Гулишамбаров, Степан Иосифович. Нефтяное отопление пароходов и паровозов / Ст. И. Гулишамбаров. — 2-е изд., испр. и доп.. — Санкт-Петербург: Типография придворного книгопродавца К. К. Ретгера, 1883. — [4], 169 с.: 56 черт.. — Текст в русской дореформенной орфографии.

 

«Теоретические и практические данные для проектирования и постройки машин» Фердинанда Редтенбахера; пер. А. Липский. 1862 г.

Перевод книги Фердинанда Редтенбахера «Resultate für den Maschinenbau» – полнейшего сборника данных для постройки машин, пережившего несколько переиздания в Германии. Содержит таблицы и формулы для проведения расчетов. Имеет приложение из чертежей.

Владельческий переплет ТАРУ с суперэкслибрисом на корешке. Форзац с бумажным ярлыком Фундаментальной библиотеки ТРУ. На с. 1 штамп «Томского реального училища библиотека». Со штемпельным экслибрисом ТАРУ на с. 101.

 

    

Редтенбахер, Фердинанд. Теоретические и практические данные для проектирования и постройки машин / Ф. Редтенбахер; пер. с нем. А. Липского. — Санкт-Петербург: Типография Н. Тиблена и Комп., 1862. — XX, 309, 108, 4 с.: с приложением 41 листа черт.. — Текст в русской дореформенной орфографии. — Одобрено цензурою. С. Петербург, 12 июня 1862 года. — Библиогр.: с. V-XIV. — Таблицы: с. 1-108.

 

«Общая теория паровых машин и теория паровозов с новыми исследованиями о законах действия, устройства и потребления, как паровых машин вообще, так и паровозов» Аркадия Гавриловича Добронравого. 1858 г.

Автор приводит теории паровых машин и паровозов графа Памбура. Описаны главные законы устройства и правила эксплуатации паровых машин, паровых котлов и паровозов.

Владельческий переплет ТГПБ с суперэкслибрисом на корешке. На форзаце бумажный ярлык Фундаментальной библиотеки ТРУ. Штемпельный экслибрис ТАРУ на с. 101.

   

 

    

Материал подготовлен Отделом редких книг и книжных памятников НТБ ТПУ.

Комментарии [0]

Нажмите здесь, чтобы отменить ответ.
    Комментарии остутствуют